Restorator.Chef.ru
#БИЗНЕС/ТРЕНДЫ
Цифра дня
Fast casual растет быстрее остальных сегментов на рынке фудсервиса, за первое полугодие 2018 года он увеличился на 78% и стал самым инновационным и динамичным сегментом на российском ресторанном рынке
Согласно данным NPD Group, в России в первом полугодии 2018 года по темпам роста сегмент fast casual опережает традиционный фастфуд в пять раз, на данный момент занимает 2% рынка фудсервиса, а к концу 2018-го вырастет в полтора раза, по сравнению с прошлым годом.
Как отдельное направление фаст кэжуал выделился несколько лет назад: от фастфуда рестораны этого формата заимствовали скорость и неформальность обслуживания, а от демократичных ресторанов – высокий стандарт приготовления еды, где предпочтение отдается свежим ингредиентам. Основными тремя направлениями сегмента фаст кэжуал эксперты NPD считают: 1) премиальные бургерные (Burger Brothers, "Фарш", Shake Shack и т.д.), фудкорты 2.0 или фудхоллы ("Вокруг света", Даниловский рынок, StrEAT и др.), где на одной площадке работают сразу несколько модных концепций, и современные кулинарии/столовые ("Братья Караваевы", Market place, "ОбедБуфет" и пр.), где предлагают понятную и в то же время качественную еду. Около 85 % заведений сегмента, по мнению аналитиков NPD, находится в Москве, однако с 2017 года подобные заведения стали открываться в других крупных городах страны. Как прогнозирует NPD, по итогам 2018 года сегмент фаст кэжуал вырастет в полтора раза по отношению к 2017-му году. По мнению руководителя NPD в России Марии Ванифатовой, процесс идет благодаря тому, что в России выросло целое поколение людей, для которых рестораны – это место, где можно совместить два принципа потребления: получить общение в приятной атмосфере и довольно быстро поесть полезную и интересную еду за небольшие деньги. А как раз этот вариант и предлагают фаст кэжуал концепции сегодня.
Как считают аналитики компании, главный драйвер роста сегмента - молодежь от 16 до 35 лет, их доля составила 62% от всех посетителей заведений сегмента в первом полугодии 2018 года. Для сравнения, в фастфуде, который благодаря низким ценам традиционно пропускает большой поток молодежи, доля людей в возрасте от 16 до 35 лет на 14% ниже и составляет, по данным NPD, 48%. Кроме того, у сегментов разная публика, - первые относят себя к фуди и ценят модную атмосферу, а вторые, как правило, выбирают доступную еду. Кроме того, что на самом деле очень важный момент, в сегменте фаст кэжуал выше, чем в фастфуде количество вечерних визитов, например, в первом полугодии 2018 года этот показатель составил 40% (против 30%, которыми может похвастаться фастфуд).
Следует отметить, что этот российский тренд абсолютно в русле мировой тенденции - сегмент fast casual развивается довольно бурно на западных рынках. Лучше всего фаст кэжуал развит в Великобритании и США, в 2017 на этот сегмент приходилось соответственно 10.4% и 6.9% рынка фудсервиса. Причем, по данным аналитиков NPD, в США значимую долю сегмента занимают мексиканские заведения и сэндвичные, а в Великобритании – заведения с итальянской, азиатской и здоровой/полезной едой. В Германии у сегмента 3.2%, у Франции - 1.4%, а в Испании и Италии заведений фаст кэжуал аналитики практически не наблюдают. Зато отмечают, что в Европе сегмент фаст кэжуал конкурирует с демократичными ресторанами, тогда как в России и США - преимущественно с фастфудом. Причем, в российском фаст кэжуале средний чек ближе к фастфуду (примерно на 30% выше) и составляет в среднем по стране 336 рублей. А в Европе средний чек в сегменте около 10 евро, что уже вдвое дороже фастфуда и ближе к чеку ресторана демократичного сегмента.
The NPD Group
Американская компания The NPD Group, основанная в 1971 году, занимается исследованием и консалтингом в 20 странах мира. NPD исследует товары для детей, спортивную одежду и обувь, рынок косметики, автомобилей, информационных технологий, розницу и проч. В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви и индустрии питания вне дома. Для анализа рынка фудсервиса в NPD разработана специальная онлайн методология Crest, основанная на заполнении онлайн-дневников посетителей ресторанов, по которой постоянно исследуются рынки 13 стран. В России панель Crest была запущена в 2012 году, в ней участвуют более 10 тысяч жителей 8-ми крупнейших городов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Самара).