«Р.»: А как-то можно посчитать вашу долю на ростовском рынке?
А.С.: Вы знаете, у нас нет достоверной информации о ростовском рынке в деньгах. Но всем сразу заметно, что в Ростове бесконечно много ресторанов, кафе, кафешек и рюмочных. Почему так? Очевидный ответ: когда есть спрос – есть и предложение. Но я бы здесь ответил иначе: когда есть качественное предложение, то и спрос растет. То есть все наоборот: предложение формирует спрос. Допустим, когда Томас Эдисон изобрел лампу, люди даже не могли предположить зачем бы она им понадобилась. А он предложил, тем самым создал спрос. Причина распространения ресторанного бизнеса в Ростове – это, в том числе, наличие множества вкусных и разнообразных мест. Есть достойное предложение, растет спрос и умножается бизнес – я бы сказал так. Причем, ростовский ресторанный бизнес сложно назвать примитивным, провинциальным или каким-то еще таким, вы же согласитесь со мной?
«Р.»: Безусловно. А кто еще в городе, кроме вас, является столь же сильным игроком, формирующим этот рынок, с кем вы конкурируете?
А.С.: Если говорить о холдингах, то я бы выделил группу «Хорошие рестораны». Не могу сказать, что мы прямые конкуренты – у нас все-таки чуть разные направления, у них более атмосферная молодежная история, с барами и тусовкой, у нас более семейная, гастрономическая, но они – одни из тех, кто достойно формирует спрос.
«Р.»: А как обстоят дела с рестораторами не из Ростова?
А.С.: Нету! Все, кто есть – местные. Много было попыток – москвичи приезжали, «Гинза» открывать что-то пыталась, «Якитория» раза три приходила, «Иль патио» тоже раза три открывалась, TGI Fraidys пытались зайти, краснодарские рестораторы пытались что-то делать. И – ничего. Почему? Наверное, сильные местные игроки. Наверное, слишком высокая конкуренция, и того уровня качества, который ты можешь обеспечить дистанционно, не достаточно, чтобы быть конкурентом тому уровню качества, которое мы можем обеспечить на месте.
«Р.»: Но ростовчане же открываются за пределами города?
А.С.: Да, например, есть ростовская сеть «Рис» – они по всему югу очень активно работают, в Сочи, Краснодаре, Волгограде. У нас пока нет ресторанов за пределами Ростова и области. Не могу сказать, что мы не хотим – хотим. Но управлять бизнесом на расстоянии – сложно, если это не автоматизированный фастфуд, все зависит от человеческого фактора и все требует ежедневного контроля. Но у нас есть, конечно, планы, предложения, помещения смотрим – и за границей, и в Москве.
«Р.»: И поэтому вы нанимаете московских пиарщиков?
А.С.: У нас, также как и у многих других рестораторов, есть ощущение, что в нынешних условиях одним качеством услуг можно всех целей и не добиться. Сейчас очень быстро развивается рынок, растет конкуренция, причем, это явление всероссийское. Маркетинг и пиар сегодня очень важная часть бизнеса, без них уже никак. Еще пять лет назад было достаточно сарафанного радио, чтобы о тебе узнали. Сегодня информации в десять больше и ресторанов открывается в десять раз больше, а люди просто не успевают про них узнать. Прежде чем они закроются.