#БИЗНЕС/КЕЙС Антивирус

Кейс дня: онлайн-ресторан

Автор проекта Smoke BBQ Online (и совладелец петербургской ресторанной группы DreamTeam) Алексей Буров рассказывает РШ о том почему онлайн-ресторан – это не допуслуга по случаю, а рабочая концепция (внезапно наступившего) будущего
#БИЗНЕС/ТРЕНДЫ
Текст Наталья Савинская
Фото архив Smoke BBQ
В докарантинной жизни Smoke BBQ это классический демократичный френдли барбекю-ресторан, который несколько лет работает в Петербурге на улице Рубинштейна, а с начала 2020 и в Москве. Но 28 марта в обеих столицах все рестораны закрылись для гостей, осталась лишь возможность работать на вынос и на доставку (подробности о событии есть здесь). И 28 же марта одновременно в Санкт-Петербурге и Москве команда питерской группы "DreamTeam. Рестораны Бурова и Коккова" запустила проект Smoke BBQ Online. Как это работает и как должно работать РШ рассказывает Алексей Буров.
Концепция
На самом деле, у меня давно появилась идея ресторана, который приезжает к вам домой. И базируется она на трех вещах. Первое – как ни крути, а огромные многоэтажки за последние 10-20 лет сформировали у людей понятие дома. Когда ты ждал свою отдельную квартиру долго и дождался, тебе хочется время дома проводить. Я, например, рос в 90-е в коммуналке и мне все время хотелось свалить из дома куда-то, но когда у людей есть отдельное жилье – они хотят остаться дома. Вторая вещь – людям дорого каждый день есть в ресторане, это очевидно. Третья – даже такие консерваторы, как я, переходят на какие-то онлайн-сервисы, вместо офлайна. Исходя из всего этого появилась идея прийти в гости к людям, дав цену на еду ниже ресторанной и предложить какие-то сервисы из офлайна онлайн.
Экстренный вызов
Сейчас есть задача перестроить бизнес, поэтому идею пришлось быстро воплощать, в двух городах одновременно. С Москвой оказалось все сложно, в итоге, сейчас московское меню, которое можно заказать домой, – это только фирменные ребра и бриcкет и несколько позиций кулинарии, но все остальные составляющие ресторана, так или иначе, работают. В ресторане есть несколько ключевых вещей – атмосфера, музыка, люди, еда, напитки. Все это надо переводить в другую форму и это возможно. Например, обычно, когда люди заказывают доставку, они быстро жмут на кнопку в приложении или на сайте и также быстро получают заказ, максимально обезличено. Мы решили разговаривать с людьми, для чего сделали прием заказов через консьержа – гости звонят и обсуждают что им бы хотелось, что мы можем приготовить, так или эдак, это максимально близкое общение как в офлайне. Дальше – придумали с помощью QR-кода показывать человеку, как именно готовится его еда. Получая заказ, вы просто наводите телефон на код и видите шефа, который рассказывает и показывает как готовится то или иное блюдо из заказа (видео-ролики на два города нам помогли оперативно и супер-качественно снять Fancy Shot).
Дальше – атмосфера и музыка. В аккаунте ресторанной группы в инстаграме и на сайте доступны лекции наших барменов, сомелье, шефов, официантов, работает радио с нашей музыкой. Появятся и материалы нашего внутреннего обучения – все это будет доступно, человек в любой момент может попасть внутрь наших ресторанов и даже больше, чем когда ты просто в зале сидишь.
Доставка плюс
Технически онлайн-ресторан – это доставка плюс интертеймент, в идеале для меня эдьютеймент, то есть не просто развлекательная история, но и развивающая. Но по большому счету, суть в том, что ресторан перестает быть физической локацией – он теперь там, где вы. И по большому счету Smoke BBQ Online – это формирование новой ресторанной концепции, где не только еда и напитки, но и уникальная атмосфера приходит в гости к людям. В ней, в том числе, предусмотрена только своя собственная доставка, которая и сама по себе конкурентное преимущество, и более прогнозируемый результат. Конечно, этот проект не поможет нам выжить сейчас, это отдельная история для будущего, которую мы будем развивать.
Выжить сейчас
В Москве мы не получили никаких особых скидок по аренде, продолжаем платить, в Питере – и ставки меньше, и вообще попроще. Если б мы не полезли в Москву, то сидели бы сейчас и не тужили, конечно… Но мои долги и обязательства меня не напрягают, напрягают, что мы людей не можем обеспечить работой. Это главная задача сейчас – поддержать спрос, обеспечить работой сотрудников, хотя бы часть. Я исхожу из того, что дальше каждые две недели будет только хуже и хуже, потому что у гостей закончатся деньги. Сейчас доставки дают людям работу, хотя бы нескольким, – это главный аргумент за. На днях откроем овощную лавку – это займет 2-3 ребят, и если они будут зарабатывать полторы тысячи – уже хорошо. Сейчас во всей компании реально есть работа для четверти сотрудников. Всем, для кого нет работы, мы дали отпуск, частично оплачиваемый. Но каждому сотруднику в отпуске организовали бесплатное питание (готовим по 70-80 порций в день), бесплатную юридическую и психологическую поддержку.
Будущее
Я категорически не поддерживаю историю с тотальным карантином, считаю такое решение не пропорциональным применением силы, но я в меньшинстве. И про будущее у меня ощущения мрачные – если 60 процентов реальной экономики останется после всего этого, это будет космос, но у меня нет в этом уверенности, дело даже не в сфере услуг только, на нее завязаны другие отрасли, люди труда и так далее. И если бы кризис был экономический, было бы еще нормально, но кризис – социальный. Никто не побежит обниматься друг с другом после снятия карантина, не восстановится рынок быстро, и вообще ситуация не вернется к той модели поведения и потребления, что была раньше.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
ЕЩЕ В ЖУРНАЛЕ