#БИЗНЕС/КЕЙС Антивирус

Кейс дня: виртуальный барный кластер

Что такое онлайн-алкокластер и как он работает – рассказывают авторы и участники проекта #барыонлайн, запущенного сайтом Inshaker
#БИЗНЕС/ТРЕНДЫ
Текст Анна Кукулина и Иван Жуков
Фото архив баров Delicatessen, "Медные трубы", "Таксопарк"
Формат и реализацию проекта #барыонлайн придумала команда профильного сайта Inshaker при поддержке нескольких крупных брендов: Campari, Aperol, Wild Turkey, Bulldog Gin и Espolón. И хотя сам проект, по словам его авторов – продиктованный тяжелыми временами способ сохранить коммуникацию с клиентами для баров всей страны, редакция РШ видит в платформе не только временный пиар-ход, а вполне себе перспективный прототип для самостоятельно работающей концепции.
ФОРМАТ
Суть затеи — возможность для гостей посетить любимые бары онлайн. Технически все сделано на базе сервиса Whereby, он был выбран вместо популярного Zoom потому, что это единственная платформа, которая не требует скачивания приложения и может работать через браузер. Практически сеанс "посещения бара" выглядит как конференс-колл, гости, сидя дома, подключаются к "онлайн-комнате" определенного бара по расписанию, где их уже ждут. Поскольку видео и звук работает в обе стороны, участникам рекомендуют красиво одеться и надевать наушники, чтобы не создавать звуковых помех остальным гостям. После этого можно общаться с барменами, просить их рекомендаций по домашнему приготовлению коктейлей, смотреть мастер-классы или просто болтать с барменом и другими гостями, как в обычном баре. Расписание онлайн-трансляций представлено на сайте и в соцсетях Inshaker. Вариантов онлайн-мероприятий несколько: просто «барные смены» (бармены общаются с гостями), «гостевой бартендинг» (бары из разных городов виртуально «ходят друг к другу в гости»), конкурсы от брендов для гостей, игры типа «я никогда не…», прямые эфиры с интересными гостями и т.п.
На сайте Inshaker есть полный список 25 баров-участников, расположенных по всей стране, от Москвы и Санкт-Петербурга до Магадана и Новосибирска. Сейчас в проекте участвуют O.W. Grant и Shanghai 12 (Ростов-на-Дону), «Наташа» и Gatsby's bar&grill (Пермь), ReLab Cocktail Bar (Казань), Bar Kompromiss, Orthodox Bar, Imbibe Cocktail Bar, Apotheke Bar, S'AINT Bar, Пирс 28 (Санкт-Петербург), Dictatura Æstetica, Delicatessen, Noor Bar, Metafora Bar, Do not Disturb, Mitzva Bar (Москва), HIDE Bar (Новосибирск), «Медные трубы» (Нижний Новгород), 8 Spirits&Cocktails Bar (Воронеж), Gastrobar TolstoЙ (Челябинск), «Видеосалон закрыт» (Краснодар), If You Know, You Know (спикизи, Йошкар-Ола), «Таксопарк» (Магадан). Поклонники других баров могут вписать на сайте название любимого заведения, и если оно наберет достаточное количество голосов поддержки, то организаторы добавят этому бару свою «онлайн-комнату».
ПРОФИТ
Само онлайн-общение барам, разумеется, никаких денег не приносит. Организаторы проекта с самого начала планировали, что инициатива в первую очередь поддержит барменов морально: те, кто привык каждый день общаться с большим количеством людей, самоизоляцию переносят особенно тяжело. Однако финансово поддержать любимый бар все-таки можно — в карточке заведения на сайте есть ссылка на доставку из заведения и продажу мерча или фьючерсных сертификатов (у тех, кто ими торгует). Поскольку бары обычно не участвуют в программах агрегаторов и организуют доставку собственными силами, она есть не у всех, но многие уже смогли ее наладить. И теоретически, синхронизируя эфир и доставку, сеанс связи вполне можно максимально приблизить к принципу работы онлайн-ресторана, если в гости к бару "приходят" местные жители. Хотя, как говорят участники проекта – один из самых привлекательных моментов всей этой истории состоит как раз том, что гости "приходят" в бар из других городов страны или из других стран мира.
Количество же гостей в разных барах отличается. Где-то проходят «камерные» вечеринки на 3-4 человека, в большинстве баров собирается по 10-20 участников, в самые популярные, вроде московского Delicatessen, иногда "набивается" и по 40 завсегдатаев. Максимум в этой версии онлайн-общения — 50 человек.
Кто-то из участников проекта считает, что такая площадка работает лишь для коммуникации с постоянными гостями, временно лишенными возможности делать это офлайн, а кто-то рассматривает возможности проекта шире. Например, Слава Ланкин из московского Delicatessen видит плюсы для гостей, которые, пусть и виртуально, но могут ходить по барам в разных городах – от Магадана до Йошкар-Олы, от Челябинска до Воронежа – куда в обычной жизни они возможно и не попали бы. А Сергей Шишигин из магаданского "Таксопарка" логично полагает, что бар из Магадана может быть интересен не только постоянным гостям, но людям из других часовых поясов, поэтому в баре планируются эфиры "по Москве".
В целом авторы проекты не рассматривают его как долгосрочный. Михаил Вихман, амбассадор бренда Inshaker.com, надеется, «что бары будут работать в реальном мире, и у нас будет возможность выйти в свет и обнять друг друга в реальности. Для нас это проект поддержки на время карантина, а не попытка создать другую реальность». Но, кажется, другая реальность уже создалась сама, и, вполне возможно, если изменить угол зрения, идея с виртуальным барным кластером (не с одним баром, а именно компанией баров) может оказаться даже бизнесом.
ОПЫТЫ
Иван Мамутов, старший бармен бара «Медные трубы», Нижний Новгород: «Мы выходили в эфир несколько раз, и в основном к нему подключались наши постоянные гости и коллеги из дружественных баров. Но было и несколько интересных и необычных подключений. Одно из них — это интересный диалог с гостями из Атланты и Майорки, которые рассказывали как именно изменилась обстановка на их местности в последние несколько месяцев. Также иногда бывает интересно прогуляться по другим онлайн барам, где можно встретить и пообщаться со старыми друзьями из других городов. К слову, на идею занятия таким «виртуальным бар-хоппингом» нас натолкнул Вячеслав Ланкин из Delicatessen, появлявшийся несколько дней подряд в нашем онлайн баре. Но некоторые бары, у которых нет собственных комнат, вещают из других баров. Ходим друг к другу в гости».

Дмитрий Суворов, шеф-бармен Orthodox Bar, Санкт-Петербург: «Мы в инстаграме рассказываем, что с 21 до 23 на смене стоят такие-то бармены. Гости заходят, общаемся, выпиваем. Обычно 10-12 человек. Это, конечно, площадка, чтобы поддерживать коммуникацию с баром, в основном для постоянных гостей».

Сергей Шишигин, управляющий баром «Таксопарк», Магадан: «Наш бар имеет длинную историю и располагается располагаемся в старом здании таксопарка, который в своё время был основной точкой ремонта всей автомобильной отрасли региона. Это и есть наша идея, и к напиткам мы подходим так же: мы берем нечто старое, забытое и даём им новую жизнь. Мы начали делать барные смены для наших постоянных гостей, но сейчас пробуем выходить на связь и по московскому времени, чтобы не только магаданцы могли участвовать. По нашему бару могу сказать, что люди стараются соблюдать дресс-код».

Вячеслав Ланкин, Delicatessen, Москва
: «Можно уже сказать, что формат работает. Лучше всего он работает, если бармены лично приглашают своих гостей в онлайн-бар. Оптимальный вариант — когда бары создают мероприятие на своих страницах в соцсетях, это дает лучший охват. У нас стабильно собирается по 10-15 гостей по вечерам, мы ставим музыку, иногда просто общаемся. По-моему, кайф, что гости могут «ходить» по разным барам в разных городах».

Еще в журнале