Две истории, получивших большой резонанс в федеральных российских СМИ в период с 20 по 27 марта 2019-го связаны с грозным именем "Роспотребнадзор". Две за неделю – это много даже для этого ведомства, но здесь, как известно, каждое лыко в строку. 20 марта в прессе появилась история про екатеринбургского ресторатора Ивана Зайченко, который открыл продуктовый магазин и, выяснив, что товара у него остается больше, чем продается, решил раздавать просроченные продукты бесплатно, не скрывая их (продуктов) просроченный статус, за что получил проверку Роспотребнадзора и вероятность штрафа. История, рассказанная самим Иваном, например, «Медузе» –
здесь, впрочем, Роспотребнадзор тоже комментировал ситуацию. В частности интернет-газета
"В Тагиле" приводит такую цитату ведомства: «В ходе проведенных сотрудниками управления Роспотребнадзора мероприятий в магазине факт бесплатной выдачи продуктов питания с истекшим сроком годности зафиксирован не был. Однако выявлены иные нарушения обязательных требований к обороту пищевой продукции, за которые виновные лица будут привлечены к административной ответственности». Так или иначе, а общественность естественным образом встала на сторону предпринимателя, мотивируя свой выбор благородными намерениями бизнесмена. Следить за судьбой предпринимателя и его проектов, в том числе и в контексте общения с суровым ведомством можно на
его страничке в фейсбуке.
Вторая история синхронно случилась в Москве, когда плановая проверка ведомства сети кафе "АндерCон" превратилась в настоящий скандал, вышедший сильно за пределы заинтересованного ресторанного сообщества. 21 марта владелица "АндерCонов" Анастасия Татулова в своем
фейсбуке громко возмутилась тому, каким именно образом проходят проверки Роспотребнадзора в общепите, а также обратила внимание на устаревшие санитарные нормы, по которым все вынуждены работать. Пост имел резонанс в сети, а 25 марта Роспотребнадзор
сообщил о предварительных результатах плановой проверки, проводимой с 1 марта 2019 года в сети кафе «АндерСон», согласно которой "в 14 объектах (из 17-ти) выявлены общие системные нарушения санитарно-эпидемиологических требований". В сообщении, впрочем, было также отмечено, что "плановая выездная проверка сети кафе«АндерСон» продолжается". В ответ владельцы сети начали
активную кампанию под хэштегом #долойсанпин и подготовили иск к ведомству (например,
здесь можно изучить хронологию событий). Чем закончится дело – не очень ясно, однако 27 марта Роспотребнадзор на своем официальном сайте
опубликовал сообщение о сотрудничестве ведомства с представителями крупных сетевых предприятий общественного питания. Цитируем сообщение полностью: "
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анна Попова провела рабочее совещание с представителями крупных сетевых предприятий общественного питания. В рамках совещания стороны подвели итоги работы над проектом нового САНПиН за последние годы, а также обсудили подходы и предложения к формированию новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по общественному питанию. По итогам совещания принято решение о создании совместной рабочей группы из представителей Роспотребнадзора и предпринимательского сообщества. Рабочей группе дано поручение в 3-дневный срок доработать проект документа и представить проект нового САНПиН с учетом предложений обеих сторон". Нам же остается следить за развитием событий.