РШ: Вы работаете шефом уже 20 лет, изменились ли шведские фермеры и продукты за это время?
Н.Э.: Очень сильно. Морепродукты, например. Некоторые просто исчезли, а рыба стала меньше. Последние 20-30 лет коммерческое рыболовство развивается очень быстро, рыбы ловят очень много, иногда слишком много, и я вижу, что многие виды, с которыми я работаю всю жизнь, теперь продают все меньшего размера. Больших уже не осталось, всех выловили. Какие-то виды страшно подорожали. Легко купить фермерскую рыбу, например, тюрбо, тунец, лосось, осетр. Но дикие виды рыб постепенно исчезают. Я не биолог, поэтому не могу объяснить точно причины, но как шефа меня это расстраивает. Овощи и фрукты стали хуже, потому что и крупные производители, и многие фермеры меняют сорта. Покупатели требуют свежую клубнику уже в мае, а нормальная клубника не поспевает в мае в Швеции. Поэтому теперь сажают сорта клубники, которые успевают созреть в мае. Но у них совсем нет вкуса и аромата. То же самое с картошкой и спаржей, например. Фермеры стараются растянуть сезон, им надо зарабатывать, мы все это понимаем, но на качестве это сказывается разрушительно.
РШ: Как вы работаете с фермерами?
Н.Э.: 9 лет назад мы решили, что расстояние между шефами и фермерами слишком велико и устроили серию «свиданий вслепую» между шефом и фермером: мы приезжали на фермы, смотрели что там есть и как мы можем это использовать. Сейчас мы работаем с множеством ферм напрямую, и видим еще одну проблему, которая скоро скажется: у фермеров очень большой возрастной разрыв. Большинство – очень пожилые люди, и они скоро закончат заниматься своим делом, а молодых считанные единицы. Ситуация сложная, потому что с одной стороны журналы начали писать, что фермеры – это новые рок-звезды, и у этой профессии появился «модный» контекст. Но в ЕС в сельском хозяйстве столько правил и ограничений, что немногие долго это выдерживают. Еще ваши антисанкции очень плохо сказались на фермерах, в Швеции я это вижу отчетливо. Особенным ударом это было для молочных ферм.
Кроме того, современный бум домашней готовки привел к тому, что в супермаркетах теперь должно быть много-много разных продуктов, и много сортов каждого продукта. А по-моему, лучше видеть на витрине пару сортов картофеля, но очень хорошего качества, чем десяток сомнительного. Тех фермеров, с которыми мы работаем, мы просим, конечно, выращивать те сорта, которые нам нужны. Но это дорого.
Еще мы работаем с сообществом саамов, они разводят оленей. У них нет бойни, поэтому они забивают их по одному, и это зависит от путей миграции стада, погоды и т.д. Зато мы получаем идеально свежую оленину.