РШ: Как правило в японских рамен-шопах в меню – один-два вида рамена. А что в Нью-Йорке рынок диктует?
А.О.: В Японии я начинал я с двух классических раменов. В Нью-Йорке у меня 6-7 видов раменов, несколько меземенов и паровые булочки-баны с разными начинками. Американцы – как русские, очень требовательны к выбору, хотят разнообразия. Японцы же оставляют наиболее интересный вариант в меню. В Америке, если у тебя в меню будет один рамен, тебя не поймут. Это усложняет дело, ты не можешь открыть трушный, аутентичный маленький рамен-шоп. В Японии все гораздо проще, аренда намного дешевле и легче запустить крошечный рамен-шоп, а лучше даже пять, тогда ты можешь зарабатывать. В Америке лучше иметь один большой и развивать его. Я буду удивлен, если однажды формат японской маленькой раменной в Нью-Йорке станет популярным. Это нужно быть бизнес-гуру, чтобы продвинуть его, это же всего лишь рамен.
РШ: Так все же, почему ваши рамен-шопы так ошеломительно успешны?
А.О.: Я просто готовлю хорошую еду (смеется).
РШ: Ходят слухи, что совсем скоро появится еще один?
А.О.: Да, мы готовимся к открытию на Восточном Побережье в середине следующего
года. Это будет еще одно место в деловом квартале, с пивом, алкоголем, закусками.
РШ: Считаете, что в рамен-шопе уместно наличие пива, коктейлей, саке, может быть?
А.О.: Конечно, почему нет. Сложно делать деньги, продавая только рамен. Стоимость моего рамена – 14 долларов. Чтобы собрать рамен ты 3 дня делаешь бульон, используешь лучшие ингредиенты, покупаешь лучшую муку, используешь лучшее оборудование, самую свежую рыбу, мясо, одним словом, лучшее все. Столько усилий, но ты не можешь поставить цену больше, чем 15 долларов. А потом идешь в популярный итальянский ресторан и отдаешь 27-28 долларов только за спагетти с томатами. Да, это Нью-Йорк. Но сама идея рамена в этом. Он не может стоить дорого. Потому что когда ты идешь с семьей пообедать или поужинать, это не должно быть затратно. Потому что это очень крафтовый продукт. Нам нужны хорошие работники, нам нужны лучшие ингредиенты, чтобы делать рамен. А хайболы и пиво помогают нам зарабатывать.
РШ.: Ваш пример заразителен и заставляет обратить внимание на такой формат. С чего начать и куда двигаться новичкам?
А.О.: Все люди ищут мечту, но только энтузиазм не работает. Необходимо понимать, что этот бизнес – очень сложный! Многие рестораны стоят пустыми, к сожалению. Потому что очень многие вещи необходимо держать постоянно под контролем. Я начал свой собственный бизнес 12 лет назад в Америке и никогда больше ни на кого не работал. Я рад иметь свое дело, я наслаждаюсь, люблю его, мне нравится управлять, несмотря на то, что это очень сложно. Многие наши шефы никогда не имели своего ресторана, обычно у всех есть босс, владелец бизнеса, который приходит к тебе и говорит: давай делай рамен, мы хотим ввести спешл! У тебя есть, условно, три дня. На что повар отвечает, что не знает, как его готовить. Но у босса один исход: или уходи, или делай рамен. Работа шефа, как правило, зависит от того, что хочет его босс. Совсем у единиц есть такая привилегия – быть шефом и боссом в одном лице. Если вы хотите иметь успешное дело, вы должны быть бизнесменом, свое дело – это не про мечты, это про бизнес, у вас должен быть план, идея, цифры, повара. Если вы хотите зарабатывать, если вы хотите привлекать инвесторов, вы должны организовать все профессионально. Очень многие люди пытаются открыть свое дело, не имея плана, и они проваливают дело. Нельзя начинать бизнес без четкого плана.