О деталях работы с конкурсантами
Конкурсант и ментор работают не только над вкусом блюда, но и над историей вокруг него. Члены жюри не знают повара, они судят его по блюду. И хоть вкус все-таки на первом месте, важно, чтобы блюдо отражало вашу индивидуальность. А что же касается подготовки, то могу привести пример нашей работы с Паоло, который является замечательным поваром и настоящим профессионалом. Паоло очень серьезно подошел к оформлению своего блюда. Он выбрал очень сложное сочетание, которое ярко выражает суть его кухни– рубец и фуа-гра. Он просил свою подругу искать в горах свежие цветы чеснока и отправлять их ему в Милан ранним утром. Готовясь к конкурсу, мы много общались по телефону (мы живем довольно далеко друг от друга) и разработали целую схему. Мы пробовали разные части потрохов (он хотел использовать одну часть желудка, но в итоге мы остановились на другой), разные типы нарезки, разные типы приготовления и опробовали блюда на друзьях, которые давали свои отзывы. Мы все фотографировали и записывали на видео, пробовали и только потом переходили к следующей стадии. От начала нашей совместной работы до финала было 5 промежуточных этапов. Когда мы только начали работать с Паоло, я начала с критики. Я попробовала его блюдо и сказала, что оно меня не убеждает, потому что я не вижу связки между двумя ингредиентами, они существуют как бы отдельно. Паоло ответил, что не согласен. Я сказала: "Пожалуйста, ты можешь делать, что хочешь". Потом я ему написала: "Знаешь, если бы я была шефом-мужчиной, ты бы отнесся к моим замечаниям со всем должным уважением. Ты позволяешь себе отвечать мне в такой манере только потому, что я женщина". На что он ответил мне длинным письмом с извинениями, и у нас возникло полное взаимопонимание.
Об индивидуальности
Когда ты берешься за менторство, основная сложность в том, чтобы соблюсти тонкую грань между тем, что нравится мне как ментору, и тем, какого результат хочет добиться ученик, что он хочет выразить, донести своим блюдом. Ученик находится в слабой позиции относительно ментора. Это психологически подчиненное положение может повлиять настолько, что блюдо ученика может превратиться в блюдо наставника. Но у меня есть плюс – как у шефа-женщины по сравнению с мужчинами: мужчины из-за тестостерона часто начинают довлеть, это правда. Это очень частая ситуация, когда блюдо ученика в результате становится блюдом наставника, потому что наставник является шефом на своей кухне и на своей кухне не допускает никаких обсуждений. И тут, знаете, как в деле воспитания ребенка – сначала вы его направляете, а потом должны дать ему свободу действовать самостоятельно. Вторая сложность – и это тоже важно – часто ученик начинает представлять себе, что же подумают семь мудрецов из жюри, которые оценивают блюда. Пытается ориентироваться на вкусы жюри, старается соответствовать их ожиданиям, рассуждает так: "Если я возьму такие-то составляющие, то, вероятно, им понравится такое-то блюдо". Возвращаемся к тому, с чего начали – нужно быть последовательными, оставаться верными своей идее. Конкурс – это как бы столкновение повара с самим собой в профессиональном плане. И если вы не следуете своему стилю, а пытаетесь отвечать ожиданиям кого-то другого, то вы никогда не узнаете, оценят ли по достоинству то, что думаете вы, что хотите выразить именно вы. Это можно сравнить с тем, как художники при жизни живут в нищете, а после смерти их картины стоят миллионы – именно потому, что они занимались тем, во что верили, выражали себя.