БИЗНЕС
Я и раньше полагал, что лавка (или скорее, лавки) – могут быть отдельным бизнесом, но сейчас главное для нас – не бизнес, а то, что получилась такая позитивная штука – все вокруг закрывается, а у нас шарики висят, открытие, все вертится, сотрудники приходят на работу и это все резонирует, работает, люди заходят, радуются. К тому же ассортиментом лавки можно дополнить доставку еды из ресторана, многие так и делают – при заказе блюд из ресторана, добавляют что-то из лавки: баночку оливок или вяленых томатов, бутылочку масла, упаковку специй. Я думаю, это такой эффект – как когда ты привозишь из путешествия какой-то местный приятный съедобный сувенир. Молочку и хлеб больше покупают местные жители, гуляют с собакой, берут кофе с собой и круассан – это не великий расход (как и доход), но настроение точно лучше, чем когда все мрачные вокруг.
Ценообразованию мы учимся на ходу, ориентируемся на интернет-магазины, берем у поставщика по оптовым ценам (хотя ясно, что для большого ретейла скидка у них гораздо больше, чем для нас), делаем умозрительную наценку, по народному принципу "я бы за столько не купил". Но, думаю, именно на раскрученные интернет-магазины в этом смысле правильнее всего ориентироваться.
Сейчас измерить бизнес-показатели никак невозможно, когда я буду считать, то вместе – доставку из ресторана и лавку. На первый взгляд, сейчас это выручка процентов 10 от нормального бизнеса. Сравнивать средний чек ресторана и доставки нечего – огромная часть выручки это алкоголь, а в доставке это статья дохода отсутствует. У нас нет строгой суммы, от которой мы доставляем, для себя мы решили, что в пределах Третьего кольца – это от 1500 рублей, в пределах МКАД – от 3000, иначе смысла нет, но ясно, что мы никому не отказываем, даже если заказ не проходит по этим цифрам.
По доставке, кстати, мы пять месяцев назад подписались с "Деливери", но все как-то было не досуг проработать все это, давали треть от меню им на доставку, теперь вот самое время опыта набраться, понять логистику, что гостям рекомендовать. Сейчас агрегатор доставляет по району, а все, что дальше, включая загород – мы сами. И пока нет серьезной аналитики по этому поводу, навскидку у тебя может быть 20 доставок в день, а может быть четыре. Но, видимо, в будущем своя доставка все-таки будет серьезной частью ресторана. А лавку будем развивать как отдельное направление, может быть, подумаем о сети.
Не дешевле ли было закрыться и пересидеть? Уверен, что если бы я закрыл ресторан (на время), он бы превратился в склад мебели, оживить который потом было бы невозможно.