«РестораторШеф»: Кроме собственного суши-шоу, какие проекты сегодня для вас важны?
Юяма Рэйко: Сейчас я пишу в разные журналы, преподаю журналистику в трех университетах, продюсирую концерты и записи классической музыки, и еще недавно у меня появилась собственная модная марка. Мой отец был композитором, но в молодости я была бунтующим подростком, поэтому ненавидела мир классической музыки, слушала рок, регги и техно. С возрастом я пришла к классической музыке сама, и начала организовывать сначала концерты классической музыки в Токио, а потом и записи этих концертов. Мы проводим их уже пять лет, каждый месяц. Модой я занялась три года назад, бренд называется Ojou, это осакский сленг, переводится как «мадемуазель». Его стиль сложно описать, потому что это собственно мой стиль, то как я одеваюсь. Бренд создан для канала ТВ-шопинга, у меня отличная команда дизайнеров и вещи прекрасно продаются.
РШ: А как вы пришли к идее заняться суши?
Ю.Р.: Я была журналистом, писала для журналов мод, в том числе японского Vogue. И вот как-то в 1999 году после очень долгого рабочего дня и нескольких деловых встреч я очень устала, и решила сходить поужинать. Я была одна, мне хотелось развеяться, и я пошла в новый и дорогой суши-бар в Токио. Конечно, в тот момент у меня были красные волосы, и я носила Comme des Garcons, но в 1990-е это было уже не такой уж редкостью. За соседним столиком сидела компания из двух иностранных бизнесменов, по-моему, итальянцев. Они ели суши совершенно неправильно, почти топили их в соевом соусе, мне казалось, что шеф-повар должен быть в ужасе. Но оказалось, что это не так ужасно, как то, что японка, которая знает как себя вести, пришла одна. Все в этом суши-баре смотрели на меня как на странное животное. И в тот момент я отчетливо поняла, насколько суши – мужской мир.
Нужно понять, что суши-рестораны в Японии развивались параллельно с корпоративной культурой, и так сложилось, что дорогие суши-рестораны стали местом, куда ходят богатые бизнесмены и топ-менеджеры крупных компаний. Фактически они стали дорогими мужскими клубами. Женщины там появлялись, но в сопровождении мужей или кого-то из мужчин, кто, как считалось, «разбирается в еде». Я раньше никогда об этом не думала. Сама ситуация меня так удивила, что я начала вести колонку в Vogue, которая называлась «Одинокая женщина отправляется за суши» с описанием разных суши-баров, куда я ходила одна, теперь уже специально. Выбирала лучшие суши-бары, включая конечно и Jiro. Должна признать, что далеко не все вели себя так ужасно, как в том первом суши-баре, скорее наоборот, тот раз был исключением. Чаще персонал и шеф относились ко мне очень дружелюбно, но я запомнила тот день, когда на меня смотрели как на экзота.
РШ: Но сегодня же все-таки ситуация изменилась?
Ю.Р.: С появлением интернета все изменилось. Появились фуд-блогеры, в Японии их очень много, и они быстро начали влиять на рестораны. В том числе это сказалось и на восприятии гостей в ресторанах: блогеры часто едят одни, многие из них женщины, так что теперь одинокая женщина в любом ресторане не вызывает никакого удивления. В целом публика в суши-барах за 20 лет тоже изменилась: бизнесменов там теперь меньше, может быть потому, что экономические кризисы заставили компании пересмотреть свои представительские расходы. Но всего только в 2014 году, Фуми Такеучи открыла Sushi Take в Гинзе, и стала первой женщиной – шеф-поваром суши-бара. Дорогой, аутентичный суши-бар. Фуми выглядит очень строго: она обрила голову, не носит макияж. Дела у нее идут успешно, но думаю, количество женщин с другой стороны бара растет не очень быстро.