РШ: Часто, когда говорят о французских кулинарных школах, студенты вспоминают о неуважительном отношении и грубости со стороны преподавателей. Как с этим обстоят дела в Италии?
А.С.: Это очень важный вопрос. Когда мы открывали школу 15 лет назад, мы попросили преподавать шеф-поваров. Это не сработало. Пока ты практикующий шеф, ты живешь жизнью своего ресторана, тебе очень сложно переключиться в режим "преподавателя", ты будешь вести себя как в ресторане, где просто нет времени на расшаркивания: "Не соблаговолите ли вы сделать вот так". Задача шефа заставить все работать быстро и эффективно. Преподавание – совсем другая история, это сложный и очень осознанный выбор. За эти годы мы проделали огромную работу, – многим поварам, которые работают с нами долгое время, за эти удалось поработать над собой и стать великолепными преподавателями, найти в этом свое новое призвание.
Сегодня почти половина наших преподавателей – выпускники ALMA. Для меня этот круговорот "студент-преподаватель" очень много значит. Мы разработали для ребят специальную программу подготовки, много работаем над их развитием, как преподавателей. Задача преподавателя – помочь студенту стать лучшей версией самого себя, используя свой талант, свой опыт, свои способности, свой ресурс. Это путь эволюции. Для нас важно уважение к студентам и понимание самой миссии образования.
Путь в ALMA для студентов делится на два этапа – обучение в школе и стажировка. Во время обучения мы должны показать ему академическую идеальную реальность. Затем, когда они попадут на стажировку, они увидят реальный мир. Конечно мы готовим их к работе, но я не вижу никакого смысла стрессовать студентов, объясняя это тем, что "а вот, когда вы окажетесь на настоящей кухне!"
РШ: Какие занятия в ALMA бывают самыми сложными для студентов? Есть ли темы, которые даются сложнее всего?
А.С.: Студенты часто романтизируют профессию шеф-повара, они уверены, что это такой очень креативный человек, который придумывает что-то интересное, создает красивые блюда. Это позитивный образ. Однако, быть шеф-поваром не только уметь придумать, но и просчитать все свои креативные идеи, ингредиенты для них и стоимость блюд. Когда мы проводим занятия по фудкосту и калькуляции, студенты часто бывают в шоке. Они говорят "О, нет, это совсем не та поэзия, что мы искали. Мы же шеф-повара, мы не хотели заниматься такой скучной работой." Когда во время занятий мы начинаем считать потери и отходы во время обработки продуктов, для ребят это нередко бывает настоящим открытием. Именно фудкост и в целом экономическая сторона работы ресторана - одна из самых сложных тем для большинства студентов.
Другая тема – гигиена и стандарты HACCP. Если студент не сдаст по ней экзамен, я просто не смогу допустить его до стажировки. Потому, что для работы на кухне нужен сертификат, который мы выдаем исключительно после успешной сдачи экзамена.
На программе для поваров у студентов есть 5 месяцев обучения и 5 месяцев стажировки. Потом они приезжают на 1 неделю, чтобы стать финальный экзамен, который длится 4 дня. На 5 день мы делаем презентацию нашей платформы для одноклассников и проводим специальное занятие, продолжительностью 3 часа о том, как правильно проходить собеседования и презентовать себя, составлять резюме, писать мотивационные письма. У нас есть отдельная команда, которая работает над сервисом по размещению резюме ALMALink, который работает с платформой HOSCO - это крупнейший портал поиска вакансий в индустрии HORECA.