Кто потеряет работу во время коронакризиса
Специалист по найму Нина Макогон и рестораторы Евгения Качалова, Илья Сухих, Александр Котюсов и Ирина Барканова делают ставки на будущее рынка персонала (после карантина и после кризиса)
Текст Нина Макогон, при участии Ивана Жукова
Без хостес, маркетологов и менеджеров среднего звена – владелица кадрового агентства rabotarestoran.ru и директор по информационной политике ФРиО Нина Макогон, вместе с рестораторами из Москвы, Нижнего Новгорода, Пскова и Владивостока предвидят то, как будет выглядеть рынок персонала после того, как ресторанный бизнес в России придет в себя после коронакризиса
Нина Макогон
Наблюдения
Согласно множеству наблюдений, рынок общественного питания в первом квартале упал на примерно 10%, но катастрофу мы увидим в следующем квартале (с апреля по июнь), когда рынок упадет на 90% в результате многих закрытий, а потребители просто не смогут тратить деньги, даже если такое желание возникнет (что тоже спорно).
Понятно, что многие крупные игроки рынка обращаются к доставке в качестве краткосрочного решения. Это не идеальная модель с точки зрения прибыли, но она приносит деньги в кассу, и в то время как многие компании решили, что лучшая стратегия – закрыть свой бизнес на время Covid-19, для других крайне важно адаптироваться и делать все необходимое, чтобы продажи продолжались. Многие операторы, которые ранее принципиально отказывались от доставки, переключаются на еду на вынос или предлагают только доставку. Надо, правда, принять к сведению, что количество запросов в Google о доставке из ресторанов падает, в то время как поиски доставки из розницы/супермаркетов растет, но все меняется крайне быстро. Сфера гостеприимства гордится тем, что является инновационной, адаптирующейся и способной удовлетворить потребительский спрос, а Covid-19 может стать причиной некоторых сейсмических сдвигов в отрасли, которых мы и не предполагали до недавнего времени. Но стоит помнить, что люди находятся в самом сердце нашей отрасли. Они – то, что делает нашу работу возможной, и сейчас самое время, как никогда, помочь друг другу. Многие сотрудники потеряли работу, а кто-то наоборот наращивает обороты за счет доставки и им нужны люди. Чтобы удержаться на плаву и поддерживать свою репутацию на рынке, ряд работодателей, которые вынуждены объявить себя банкротами, помогает устраиваться на работу своим сотрудникам в другие сферы. На этом фоне уже появились новые онлайн-продукты, помогающие искать работу (о некоторых из них можно почитать по этой ссылке) в трудные времена. Последние когда-то пройдут, и что ждет нас в будущем глобально пока не отчетливо ясно, но уже точно можно прогнозировать несколько вещей.
Прогнозы
Снижение уровня заработных плат
Общее количество ресторанов в стране заметно уменьшится, соответственно, сократится количество рабочих мест. Но, вопреки нормальной логике, снизится и уровень заработных плат – примерно на 30%, а скорее всего, на все 50%. То есть если шеф-повар хорошего ресторана в Москве получал от 150 000 до 200 000 рублей, то после завершения периода самоизоляции (если он не работал все это время), работодатель будет предлагать ему только 100 000 руб.
Напомним здесь средний докарантинный уровень зарплат в Москве: шеф 75000 – 120000 рублей, управляющий – 60000-100000 рублей, шеф-кондитер – до 80000 рублей, бар-менеджер – до 90000 рублей, менеджер – 40000 рублей, повар – 35000 рублей (при графике 2/2) (в регионах потолок, соотвественно, это – нижняя цифра). Все эти цифры после коронакризиса, увы, можно смело делить пополам, исключая, может быть, поваров и менеджеров, у которых и так низкая зарплата, поэтому упадет не столь значительно.

Спрос на «универсальность»
После кризиса 2008 года в ресторанной сфере появились так называемые «универсальные солдаты». Это те сотрудники, которые могли выполнять несколько функций в ресторане. К примеру, если это управляющий рестораном до 100 посадок, приветствовалось, если он понимает в вине и может проконсультировать гостей по данному вопросу. Очевидно, на сей раз можно ожидать такого же эффекта.

Спрос на шефов-менеджеров
Закончится время поваров, которые, отработав несколько месяцев в столичных ресторанах у известных шефов, возвращались в регионы и сразу становились шеф-поварами. Рестораторам нужно будет, чтобы кухня приносила прибыль. А если шеф-повар ничего не смыслит в kitchen management, не понимает из чего складывается себестоимость и может только «творить», то найти ему высокооплачиваемую работу будет фактически нереально. А вот те повара, которые обладают глубокими знаниями в области технологии, имеют соответствующее образование и – главное – умеют считать деньги и организовывать работу кухни – будут теперь на коне.
ЕЩЕ
ЕВГЕНИЯ КАЧАЛОВА, ВЛАДЕЛИЦА СЕТИ "ВИННЫЙ БАЗАР" И БАРА "ИГРИСТЫЙ"
(финалист премии ресторанных концепций "Пальмовая ветвь" 2020)
Как бы ни было печально, как только закончится карантин, начнутся сокращения сотрудников. И тут очень важны многофункциональные работники, не боящиеся брать множество разных профильных и не профильных задач на себя. К сожалению, время просто хороших парней и девчонок прошло. На рынке останутся специалисты и большие энтузиасты, фанаты индустрии. Те, кто готов много работать, развивать скилы, повышать квалификацию и оставаться гибкими.
Также огромный вопрос с PR-командами. Это одно из первых подразделений, которое многие сократили до минимума. При этом smm остался. Кто-то возьмёт эти функции на себя и своих сотрудников, кто-то по-прежнему останется с агентствами на аутсорсе с урезанными зарплатами. Но PR-команды на аутсорсе почти полностью уйдут с ресторанного рынка ввиду отсутствия бюджетов. Функции также будут разложены на самих рестораторов и маркетологов в команде.
Точно упростится учёт. Будут искаться инструменты для облегчения ведения отчетности и учета. Сократятся технологи, отделы КРО. Обязанности будут поделены между оставшимися сотрудниками.

АЛЕКСАНДР КОТЮСОВ, ГЛАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФРиО В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ (соучредитель ресторанов Группы компаний ПИР)
Гарантированно потеряет работу тот персонал, который создавал дополнительный комфорт – это хостес, гардеробщики и охрана. Если мы вернемся в 90-е не дай бог, то охрана понадобится, конечно, но надеюсь так не будет. Дальше – есть большие щансы, что потеряют работу директора и шеф-повара, в том смысле, что если они будут хотеть получать свою привычную зарплату, то им придется вести не один ресторан, а несколько – два или три. Официанты, конечно, останутся, но их станет меньше. Повара останутся, но они станут такими мульти-поварами и количество людей на кухне уменьшится. Под большим вопросом жизнь всех маркетологов, это, конечно, важная единица, которая делает важную работу, но в течение ближайшего посткризисного года их функции во многих ресторанах будут возложены на директоров или менеджеров. В значительном объеме маркетинговые отделы будут сокращены.
ИРИНА БАРКАНОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ КОМПЛЕКСА «ДВОР ПОДЗНОЕВА», ПСКОВ
Официанты и повара, по которым кризис ударил самым первым делом, как раз быстро восстановятся и найдут работу или вернутся на прежнюю. А вот о менеджерах и администраторах, менеджерах по продажам и вообще управленцах среднего звена – надо беспокоиться. Многие рестораторы пересмотрят свои структуры управления и именно в среднем звене многие обязанности будут пересмотрены, совмещены, структуры упрощены и многие руководители часть нагрузки, организации процессов и контроля возьмут на себя, чтоб сберечь оборотные деньги на более важные вещи. В кризис всегда в почете многозадачные трудоголики, будет еще сильнее развиваться автоматизация во многих процессах и оптимизироваться все. Точно потеряют работу низкоэффективные и ненаходчивые управляющие, которые не могут работать в кризис и в условиях неопределенности. В целом, по моим ощущениям, рестораторы не хотят расставаться со своими сотрудниками, в которых было вложено много сил, денег и знаний, все будут договариваться, находить компромиссы и пытаться удержать свою команду лояльных добросовестных сотрудников, но получится это далеко не у всех – ведь запаса финансовой прочности у ресторанов нет. Так что, после кризиса структура скорее всего будет совсем простой – официант, администратор и управляющий с менеджерскими обязанностями.
ИЛЬЯ СУХИХ, СОВЛАДЕЛЕЦ СЕМЬИ РЕСТОРАНОВ "СУПРА", ВЛАДИВОСТОК
(Топ-менеджер года по версии премии "Пальмовая ветвь ресторанного бизнеса" 2019)
В результате нынешней ситуации работу потеряют некомпетентные сотрудники, те люди, которые раньше делали непонятно что, не производя какого-то результата. Уйдут люди временные, которым было не так важно то, что мы делаем – их эта ситуация выгонит на рынок и они пойдут искать именно ту работу, которая им на самом деле нравится. Потеряют работу те, кто не хочет работать, – на самом деле работа есть и работы много, просто мы сейчас не можем за нее платить в полном объеме. Кстати, есть миф о том, что мы должны платить столько-то за такую-то работу – вот сейчас как раз происходит переосмысление всего: и уровня зарплат, и уровня компетенций. Уже сейчас рынок предъявляет другие требование к скорости принятия решений, к качеству работы. Но, абсолютно однозначно: ситуация закончится и рынок очнется с новым запросом на качество – это касается и сервиса, и более профессионального подхода к еде, и выполнения свои прямых обязанностей. И я верю, что на выходе мы получим гораздо более требовательный рынок, с более низкими ставками на нем, на самом деле соответствующим уровню компетенций. Потому что до этого рынок был раздут, им правили сотрудники, а сейчас все перевернется и как раз компании смогут выбирать сотрудников, требовать от них и должного уровня, и нужного результата. И те кто захочет участвовать в таком рынке, в итоге достигнут больших результатов, что в конце концов позволит больше зарабатывать – и рестораторам, и сотрудникам.
"Ситуация закончится и мы получим гораздо более требовательный рынок, с более низкими ставками на нем, на самом деле соответствующим уровню компетенций"

ЕЩЕ В ЖУРНАЛЕ