Гром грянул там, где никто не ждал — в Южной Корее. То, что министерство туризма этой страны привлекло внимание «красного гида» к местным ресторанам за $350 000 за каждый год выхода рейтинга, известно уже пару лет, и в этом Южная Корея не одинока (Таиланд сделал то же самое). Но теперь выясняются совсем уж
удивительные подробности того, как функционирует Michelin в Южной Корее (и предположительно — в других странах Азии).
Корейская
телекомпания KBS провела большое расследование и вот его краткое содержание. Юн Кюн-Сук, владелица ресторана Yun Ga–Myung Ga, сообщила журналистам, что некий американец Эрнест Сингер (известный как «брокер Michelin») оказывал ресторанам «консультационные услуги», которые по сути были помощью с попаданием в Красный гид, например, предупреждал владельцев о дате визита инспекторов и подсказывал, что именно сильнее всего влияет на оценку. Юн Кюн-Сук подписала в 2015 году контракт с Сингером, который в то время был винным импортером в Токио, и гонконгской фирмой Angle Production. По утверждению Юн, Сингера ей представил на тот момент глава азиатского Michelin Ален Фремио. Сингер убедил ее открыть ресторан как можно скорее, чтобы попасть в первый выпуск гида по Сеулу, Юн потратила гораздо больше денег, чем планировала на стройку, и в гид не попала. Не попала она в него и на следующий год, после чего расторгла контракт, и теперь подумывает подать в суд.
Попутно журналист Чан Хун-Ли раскопал счет Сингера из Shilla Hotel, в котором расположен один из сеульских трехзвездочников. Из него следует, что менеджмент Shilla закрыл все счета Сингера и еще приплатил все за те же «консультационные услуги». Что еще интереснее, в счете Сингер значится как сотрудник Wine Advocate, винного сайта, который частично принадлежит Michelin. И предыдущий скандал с Сингером был связан как раз с этим. В 2016 году винный блогер Блейк Грей (The Gray Report) обнаружил, что все саке с оценкой выше 90 баллов из первого в истории рейтинга саке Wine Advocate в день выхода рейтинга были в продаже в компании Сингера A Taste of Saké.
Тем временем выяснилось, что шеф Йон-Квон итальянского ресторана Eo подал в Сеуле в суд на Michelin Travel Partner (официальное название издательского подразделения), с требованием убрать из гида его ресторан (сейчас у него нет звездочек, есть лишь «тарелка», которую дают за «очень хорошую еду»). В комментарии Korea Herald Йон-Квон сказал: «мое имя и мой ресторан оскорбляет нахождение в этой вредной книге. Для многие ресторанов упоминание в Michelin очень полезно, но я не хочу никакой помощи от непрозрачной и субъективной компании». Йон-Квон обвиняет бывшего главу Michelin-Азия Алена Фремио в тех же «консультационных услугах» — контрактах с ресторанами на консалтинг, который по факту оказывался предупреждениями о визите инспекторов и раскрытием подробностей системы оценки, которая страшно засекречена.
Michelin начисто отрицает все обвинения, утверждая, что «все, кто были задействованы в коррупционных схемах, не имеют к компании никакого отношения». Гвендаль Пулленек дал пресс-конференцию, на которой сообщил корейской прессе, что Сингер никак не связан с компанией Michelin и Пулленек его никогда не видел. Он сообщил также, что поскольку обвинения беспочвенны, они никак не скажутся на судьбе корейского гида, и тот продолжит выходить. Правда, контракт Michelin с Корейским министерством туризма только что истек и о его продлении пока не слышно.
Если кому-то все еще интересно, в этом году в Сеуле появилось два новых ресторана с двумя звездами (Mosu и L'Impression) и 7 — с одной. Gaon и La Yeon (в Shilla Hotel) сохранили свои три звезды.